Что такое аквапланирование

 
15 мая 2015 г.

При движении по мокрой поверхности, если воды достаточно много, то шины понемногу начинают не успевать выбрасывать воду. Часть ее начинает собираться впереди перед колесом, и появляется такой себе водяной вал. Вал понемногу увеличивается, а контакт все уменьшается. И тут где то не далеко наступает критический момент, ему способствуют два фактора, или увеличение скорости, или увеличение шара воды на дороге, и оба они приводят как раз к такому явлению как аквапланирование. Вал воды настолько большой, что шина начинает попросту наваливаться на него и терять контакт с дорогой. Сцепление просто пропадает и автомобиль всплывает. Стоит отметить, что этот эффект редко возникает на всех 4-х колесах сразу.

 

Дождь, лужи, плохо видно поверхность дороги, быстро едущая машина. Это все первые шаги к аквапланированию. Есть теория - чем скорость автомобиля выше, тем быстрее он всплывет. Так ли это? От скорости реально очень много зависит, но есть и другие факторы. Давайте посмотрим на них.


Фактор номер один - состояние шин. На сильно изношенных шинах, в основном малая глубина канавок и они попросту не состоянии своевременно освобождать пятно контакта от воды. Даже при слое воды в 1 мм и скорости автомобиля 100 км/ч им не справится с влагой и автомобиль, скорее всего, уйдет вплавь. Экстренное торможение, не поможет ни как, а при некоторых обстоятельствах может и навредить.

Фактор номер два - тип шин. Если специальные дождевые шины будут держать контакт с дорогой, то в обычных летних шинах в тот момент может уже начаться первая стадия всплывания. Обычно дождевые шины отличаются центральной продольной глубокой канавкой и разветвленными поперечными канавками. Но могут быть и разные модификации.

Фактор номер три - толщина водной пленки. Тут все относительно просто, чем толще слой, тем более шансов уйти в аквапланирование. Но реально не так уж трудно всплыть и при меньшем слое воды. Если у Вас шины в хорошем состоянии, то тут вступает третий фактор.

Фактор номер четыре - скорость. Чем высшая скорость, тем больше риск. У шин в основном есть некий порог критичной скорости, выше которой приходит не обратимое. Нельзя въезжать в лужи на высокой скорости. Если уже въехали и не удается снизить скорость, тогда просто надо держать руль прямо двумя руками, сильно зажав кистями. В момент если автомобиль все же поплывет (опытный водитель сразу почувствует это), со стальными нервами ждать, когда вновь появится сцепление с дорогой. Ни коим случаи не пытаться нервно крутить руль или резко тормозить, так как после того как лужа закончится, и колеса встретятся с сухой дорогой может быть совершен непроизвольный разворот или занос. Все может закончиться, плохо.

Факт номер пять - тип дороги. Возникновения аквапланирования на гладком автобане существенно выше, нежели на крупнозернистом бетоне, так как на бетоне надо на несколько миллиметров больше воды чтобы покрыть поверхность дороги. На обычных дорогах риск еще меньше, хотя бывают очень затяжные лужи в низких участках дороги.

                                           

Есть ряд побочных фактов, которые часто зависят от случайных обстоятельств, но они тоже важны. Состояние амортизаторов, и их изношенность, состояние подвески, рулевого механизма, параметра развала, нагрузка по осям, давление в шинах.

Простыми словами, аквапланирование это, когда автомобиль полностью теряет управление и движется на покрытой водой дороге, или по долгой затяжной луже. Контакта протектора колес вашей машины с дорогой попросту нет. Это, так сказать, свободное плавание. Хуже даже чем на льду. Нет практически ничего, чтобы помогло вам в этот момент.

Но как говорилось выше, все факторы очень взаимно связаны и переплетены. Ничего не можно сказать наверняка и, что то наперед рассчитать, здесь лучше помнить, что аквапланирование легче предотвратить, чем прекратить.