Выбор шины для плохих дорог или как избежать повреждений в наших реалиях

19 мая 2019 г.

Покупатели часто обращаются к нам с вопросом: “Насколько эта шина пригодна для езды по нашим дорогам?”. Сегодня в статье мы постараемся разобраться во всех тонкостях темы и обширно ответить на этот, казалось бы, простой вопрос. Чаще всего клиенты получают на него ответы “нормально” или “хорошо”, скорее потому, что покупатель именно это и хочет услышать. Но не все так просто...

Для начала разберемся с основными причинами этой ситуации. Дороги в каждом регионе Украины разные, но в целом неутешительная тенденция сохраняется повсеместно, – они далеки от идеала, к примеру, европейских трасс. А большинство региональных дорог вообще тяжело назвать таковыми.

повреждения шин из-а плохих дорог

Каждый владелец хочет защитить себя от преждевременного выхода из строя покрышек, особенно жалко, когда повреждение получает недавно купленные. Давайте разберемся, о каких повреждениях идет речь:

Самые распространенные – это “шишка” (она же “гуля”, она же “грыжа”) и боковой порез.

порез и шишка на шине

Шишка (гуля, грыжа) – это расслоение боковой части шины с разрывом нейлонового каркаса или без. Расслоение происходит из-за перегревания боковой части шины, вызванного высокой скоростью деформации участка протектора во время удара. И как же этого избежать?

Первая и самая важная рекомендация

Поддерживать правильный уровень давления в шине. Что это такое, и как его определить? Производитель автомобиля дает эту информацию в сервисной книжке к нему, на лючке бензобака или в торце водительской двери. Как правило, указаны рекомендуемые показатели давления для умеренных условий эксплуатации и для максимальной загрузки автомобиля.

Давление в шине меняется в зависимости от температуры окружающего воздуха. Если температура понижается, то понижается и давление в шине, т.к. увеличивается плотность воздуха внутри нее, и наоборот при повышении температуры. Мы рекомендуем заведомо завысить давление в шине на 10-20%, это позволит повысить ее “болевой порог”. В теории, это снижает скорость деформации боковины при ударе. На практике нет стопроцентной гарантии, но значительно добавляет шине шансов на выживание на плохой дороге. Платой за это будет снижение комфорта и повышенный износ центральной части протектора, но в сравнении с шансом вообще “потерять” покрышку, это очень стоящий компромисс.

Вторая рекомендация, это правильный подбор шины. Что это значит?

Многие подбирают шины XL или eXtra Load, что означает повышенную устойчивость к нагрузкам, ошибочно полагая, что это спасет ее от образования шишек.

XL и Extra Load шины

Спешим вас заверить – XL не спасает от шишек! Это пометка, которая показывает, что шина имеет повышенный индекс нагрузки в сравнении со стандартным в определенном типоразмере. Как пример, шины в размере 195/65 R15 в стандартном исполнении имеют индекс нагрузки “91”, этот же размер с повышенной нагрузкой имеет индекс нагрузки “95” и помечается производителями как XL или “extra load” или без маркировки, что тоже допустимо. Итак, запомнили – XL нас не спасет!

А что же спасет? Подбор шины с высоким профилем! 

Шины с низким и высоким профилем

Что это значит? На данный момент почти на каждый выпускаемый автомобиль предусмотрена установка разных типоразмеров шин. Рассмотрим наглядный пример: Toyota Corolla – топ продаж во многих странах мира, в том числе и нашей, продается на 2-х типоразмерах шин 195/65 R15 и 205/55 R16. В данном случае, первый считается высокопрофильным, второй низкопрофильным (хотя есть еще 215/45 R17). При равных условиях, шанс повредить шины 195/65 R15 намного ниже, чем 205/55 R16 (тем более 215/45 R17). При выборе шин, это нужно учесть, но есть и обратная сторона медали – управление автомобиля на шинах с низким профилем четче. На шинах с высоким профилем, автомобиль мягче, “развалистей” в управлении, менее уязвим к появлению шишек. Почему так? Опять же скорость деформации при ударе: чем выше профиль, тем по большей площади рассеивается энергия при ударе, тем самым снижая скорость деформации.  Разобрались – хотим уберечь шины, выбираем максимально высокий профиль.

Третья рекомендация – “жесткая боковина”

Хотя это очень субъективный параметр, но можно смело заявлять, что чем жестче боковина шины, тем больше в ней слоев или по крайней мере больше самой резиновой смеси, что является небольшим барьером против повреждений. Но тут есть и негативные факторы – больший вес шины и жесткая боковина негативно сказываются на комфорте и способствуют увеличению расхода топлива. Мировые производители уже давно работают над этой проблемой и уже есть довольно много позитивных результатов, которые заявлены не только на бумаге, а и проверены временем.

Так, Michelin, еще 2012 году выпустили шины Michelin Energy XM2, которые имеют очень мягкие боковины и в сравнении с конкурентами небольшой вес, при этом высокую защиту от повреждений. 

MICHELIN Energy XM2

Эта серия была разработана специально для наших дорог. Благодаря инновационным технологиям, использованным в производстве этих покрышек, были достигнуты ранее несовместимые вещи. Нити каркаса шины были армированы кевларом, за счет чего удалось достичь высокой прочности при малом весе. Что же в итоге получилось: мягкая, комфортная, легкая шина, с пониженным коэффициентом трения-качения (к слову, именно от него зависит расход топлива) при этом отличная стойкость шины к повреждениям при ударе, которая проверена временем и опытом многих водителей.

Боковые порезы, как правило, происходят, когда колесо попадает в яму с острыми краями. Это может быть арматура или острые края щебенки или диск. Почему происходит порез? Во время деформации при ударе, резина под действием силы сжатия выступает за проекцию колеса, встречается с острыми предметами и разрезается, т.к. состав и строение боковой части шины менее прочные, чем протекторной части, ее повредить намного легче. Как уберечь себя? Все те же рекомендации, что и от образования шишек. Чем меньше будет деформация шины при ударе, тем меньше боковины выйдет за проекцию колеса, уменьшая шансы напороться на препятствие.

Если повреждения избежать не удалось, не стоит сильно расстраиваться, большинство из них ремонтопригодны. На профессиональных шиномонтажных мастерских, таких как Top Service (Топ Сервис), вам помогут. На поврежденное место ставится специальный армированный пластырь и шину можно эксплуатировать вновь. Конечно, такой ремонт не дешевый, но все же менее затратный, чем покупка нового колеса.

Резюмируя описанное:

  1. Держите давление в норме или выше нормы на 10-20%, если будете ехать по плохой дороге или планируете поездку по неизвестной местности.
  2. Подбирайте шины с высоким профилем.
  3. Выбирайте изделия с большей слойностью и жесткостью боковин, а еще лучше – остановить свой выбор на продвинутых технологических покрышках. Они хоть и доступны только у мировых брендов типа Michelin и стоят недешево, зато вы получаете комфорт, отличные тягово-сцепные характеристики, снижение расхода топлива (а сегодня это особенно актуально) и защиту от повреждений, а итоговая стоимость эксплуатации окупится с лихвой.

В следующей статье разберемся с пробегом или сколько “выхаживают” шины. Удачи на дорогах!

Автор: Шины-Диски