Маркировка мотошин

20 октября 2023 г.
Шини-Диски
Содержание статьи:
🚙 Как можно классифицировать мотошины по оси установки 🚙 О метрической системе маркировки моторезины 🚙 Какие бывают альтернативные системы маркировки мотошин Об альфа-системе маркирования мотошин О стандартной системе маркировки моторезины в дюймах О низкопрофильной системе маркирования покрышек в дюймах 🚙 Какие бывают типы конструкций мотошин 🚙 Об индексах нагрузки и скорости мотошин 🚙 Камерная и бескамерная моторезина 🚙 Какие еще встречаются дополнительные обозначения на мотошинах

Выбор одной из моделей мотошин — такой же важный процесс, как и покупка мототранспорта. От того, насколько грамотно и ответственно вы подойдете к этой задаче, зависит ваша безопасность на дороге. Резина не просто должна подходить для мотоцикла. Для того чтобы сделать правильный выбор, необходимо не только обращать внимание на производителя и размеры покрышки, но и уметь разбираться в маркировке мотошин. По ней можно узнать индексы нагрузки и скорости, год выпуска и другие важные данные.

Как можно классифицировать мотошины по оси установки

При выборе подходящей моторезины важнейший параметр — ось установки покрышки. Задняя и передняя оси мототранспорта существенно отличаются по специфике нагрузок на шины и особенностям работы. По месту установки мотошины делятся на следующие подкатегории:

  1. F (Front Wheel или Front Wheel Only). Такая резина предназначена только для установки на переднюю ось мотоцикла. При разработке данной конструкции учитываются специфические нагрузки, которым покрышка подвергается при повороте руля.
  2. R (Rear Wheel). Данные шины устанавливаются исключительно на заднюю ось мототранспорта. При разработке таких моделей акцент делается на большую нагрузку по весу и улучшенную передачу тяговых и тормозных усилий, потому что в большинстве случае заднее колесо мотоцикла является ведущим.
  3. Универсальные шины. Такие покрышки можно устанавливать на любую ось мототранспорта. Определить, что моторезина универсальная можно, если на ней нет обозначения F или R. В эту же подкатегорию шин входят модели для легких мотоциклов, имеющих небольшой объем движка, а также покрышки для мопедов и скутеров.

Изучив классификацию мотошин по месту установки, важно также разобраться и в других обозначениях, указанных на изделиях. Чаще всего для их расшифровки используется метрическая система маркировки.

О метрической системе маркировки моторезины

Метрическая система маркирования мотошин является самой популярной и применяется многими производителями покрышек. Данная маркировка указывается на боковой части покрышки и первой бросается в глаза при осмотре мотошины. Например, для модели типоразмера 180/60 ZR16 74W TL обозначения следующие:

  • 180 — ширина мотопокрышки, выраженная в миллиметрах;
  • 60 — высота профиля шины с учетом протектора (показатель рассчитывается как процент от ширины резины);
  • буква Z означает, что мотошина высокоскоростная и может использоваться с максимальной скоростью более 240 км/ч;
  • буква R — показатель, который отвечает за радиальный тип конструкции покрышки;
  • 16 — посадочный диаметр резины, измеряемый в дюймах (он должен быть идентичен размеру обода колесного диска);
  • 74 — индекс нагрузки (в данном случае индекс 74 соответствует допустимому весу в 375 кг на одно колесо);
  • W — индекс максимальной скорости (такой параметр указывается на шинах, рассчитанных на скорость до 270 км/ч);
  • символы TL означают, что данная модель покрышки относится к бескамерным.

Использовать мотошины с шириной или высотой профиля, которые не предусмотрены заводом-изготовителем мототранспорта, не рекомендуется, так как это может повлечь за собой потерю динамики в поворотах, увеличение топливного расхода и быстрый износ резины. 

Стоит также отметить, что бывают случаи, когда типоразмеры моторезины могут совпадать с обозначениями, указанными на автомобильных покрышках. Чтобы избежать путаницы, на шинах для мототранспорта принято указывать обозначения M/C. Данная аббревиатура — сокращение от английского слова motorcycle.

Какие бывают альтернативные системы маркировки мотошин

Метрическая система маркировки мотошин хоть и взята за основу, однако является она отнюдь не единственной. Кроме нее существуют также и альтернативные способы, такие как:

  • альфа-система;
  • стандартная дюймовая система;
  • низкопрофильная дюймовая система.

Они довольно редкие, но все же порой их можно встретить.

Об альфа-системе маркирования мотошин

Данная система используется довольно редко и применяется в основном для маркировки покрышек туристических мотоциклов. Некоторые из показателей уникальны, другие же соответствуют тем, которые приняты в метрической системе. Например, для маркировки MT90S-16 обозначения следующие:

  • буква M — означает, что резина предназначена только для мототранспорта;
  • T — ширина покрышки (данный показатель измеряется в дюймах);
  • 90 — высота профиля шины, которая рассчитывается в процентном соотношении к ее ширине;
  • S — показатель, отвечающий за индекс скорости (максимальная скорость передвижения на такой покрышке до 180 км/ч);
  • 16 — посадочный диаметр покрышки, указанный в дюймах.

Обратите особое внимание на последний из указанных выше показателей, так как данное значение должно соответствовать размеру обода колесного диска.

О стандартной системе маркировки моторезины в дюймах

Данная система маркировки моторезины активно применялась с 1990 по 1999 годы. Сейчас она практически не используется. Главные ее отличия от метрической системы — единица измерения ширины покрышки и отсутствие в маркировке обозначения высоты мотошины. По умолчанию считается, что данный показатель идентичен ширине и измеряется в дюймах вместо миллиметров. Например, для модели с маркировкой 3.75H-18 обозначения следующие:

  • 3.75 — ширина и высота профиля покрышки, рассчитываемые в дюймах (предполагается, что оба показателя профиля одинаковы, поэтому и обозначения совпадают);
  • H — индекс скорости (в данном случае символ H соответствует максимальной скорости до 210 км/ч);
  • 18 — посадочный диаметр мотошины в дюймах (он должен соответствовать тому же значению, которое указано на колесном диске).

Зная данную информацию, вы без труда сможете расшифровать обозначения на моторезине.

О низкопрофильной системе маркирования покрышек в дюймах

Исходя из названия системы, можно понять, что используется она для низкопрофильных мотошин. У данной моторезины высота меньше ширины профиля. Например, для маркировки 4.25/85V-19 обозначения следующие:

  • 4.25 — ширина профиля покрышки (данный показатель рассчитывается в дюймах);
  • 85 — значение, вычисляемое как отношение высоты к ширине профиля в процентах;
  • V — индекс максимально допустимой скорости;
  • 19 — посадочный диаметр обода конструкции (данный показатель указывается в дюймах).

В данном случае индекс скорости указывает на то, что передвигаться на такой моторезине разрешено с максимальной скоростью до 240 км/ч.

Какие бывают типы конструкций мотошин

Выбирая резину на свой мототранспорт, важно обратить внимание не только на размер, но и саму конструкцию. Покрышки для мотоциклов могут быть двух типов: радиальными (Radial) и диагональными (Bias). Разница между ними заключается в способе переплетения нитей корда. 

В радиальных шинах, которые обозначаются в виде латинской буквы R, текстильные нити проходят строго перпендикулярно линии движения колеса — от обода к ободу, что дает производителям больше возможностей для маневра с количеством слоев. Важно также отметить, что между собой они не пересекаются. Основную роль в конструкции таких мотошин играет металлокордный брекер, которые располагается над каркасом. 

Преимущества радиальной моторезины заключаются в том, что она лучше держит форму и пригодна для езды на высоких скоростях. В свою очередь, это непосредственно влияет на управляемость и безопасность вождения. Также радиальная покрышка имеет широкое пятно контакта. Все эти особенности позволяют этой шине иметь лучшее сцепление с дорогой при выполнении различных маневров и равномерный износ протектора. Кроме того, она более устойчива к повреждениям и проколам. Из недостатков можно отметить низкую устойчивость к ударным боковым нагрузкам и высокую цену.

Диагональные покрышки в основном предназначены для установки на колеса дорожных и кроссовых мотоциклов, которые предъявляют повышенные требования к нагрузке по весу. В их конструкции нити корда протягиваются крест-накрест по диагонали относительно направления вращения колеса. Слоев в каркасе такой шины может быть только четное количество (как правило, их там четыре). 

Такая резина лучше подходит для езды по бездорожью, потому как она эффективно смягчает ударные нагрузки. Боковые стенки диагональных конструкций отличаются увеличенной прочностью. Кроме того, технологически производство таких покрышек гораздо проще, чем разработка радиальных шин, поэтому и цена на них ниже. Среди недостатков такой моторезины можно отметить неравномерный износ протектора, повышение расхода топлива и снижение управляемости при езде на высоких скоростях. 

Для обозначения диагональных мотопокрышек принято использовать букву латинского алфавита В или значок «–». В отличие от обычных автомобильных шин, где практически всегда используется радиальный тип конструкции, диагональная моторезина сегодня стала довольно редкой.

Какой бы тип мотошин вы не применяли, есть одно важное правило, которое необходимо соблюдать. Его суть заключается в том, что если передняя покрышка на мотоцикле радиального типа, то диагональную шину устанавливать сзади запрещено. В противном случае мототранспорт может стать неуправляемым, получив избыточную поворачиваемость. 

Об индексах нагрузки и скорости мотошин

Индекс нагрузки моторезины представляет собой максимально допустимый вес на одно колесо, под давлением которого шина сохранит свои ездовые свойства и будет нормально функционировать. Обозначается он цифрами на боковой части моторезины. Минимальный индекс нагрузки начинается с 190 кг, а максимальный достигает 800 кг. Если вы превысите величину максимально допустимой нагрузки, покрышка может деформироваться. Допускается лишь краткосрочное превышение, но не более, чем на 30 процентов.

Индекс скорости представляет собой условное обозначение максимально допустимой скорости для определенной модели моторезины. Чем больше данный показатель, тем меньше тормозной путь. При выборе индекса скорости следует обращать внимание также и на максимально возможную скорость вашего мототранспорта.

Минимальное значение — 40 км/ч, максимальное же может достигать 300 км/ч. Для обозначения высокоскоростной покрышки может использоваться буква Z, которая означает, что максимальная скорость может достигать 240 км/ч и более.

Индекс скорости мотопокрышки определяет, при какой максимально допустимой скорости движения мотоцикла резина сохраняет свои сцепные характеристики, а также прочность и стабильность хода.

При выборе моторезины следует обращать внимание на оба показателя, чтобы гарантировать шине достаточный ресурс и безопасность использования. Установка жестких покрышек с большим индексом нагрузки на легкий мотоцикл может уменьшить комфорт при езде по дороге и сократить пятно контакта. Кроме того, такая резина будет гораздо тяжелее. Запланировав дальнее путешествие, следует произвести замену мотопокрышки на другую модель, имеющую более высокий индекс нагрузки.

Камерная и бескамерная моторезина

Кроме классификации по месту установки, мотошины также бывают камерными и бескамерными. Различаются данные модели следующими обозначениями:

  1. TL (Tubless) — бескамерная резина, которая удерживает воздух непосредственно в пространстве между колесным диском и шиной.
  2. TT (Tube Type) — покрышки с накачанной камерой, создающей внутреннее давление.
  3. TT/TL — универсальная резина, которую можно устанавливать как с пневматической камерой, так и без нее.

Среди основных преимуществ бескамерной моторезины можно отметить:

  • безопасность при езде на высоких скоростях (обеспечивается за счет надежной защиты бескамерного протектора от быстрой разгерметизации);
  • гораздо меньший вес по сравнению с обычными шинами (позволяет разогнаться до более высокой максимальной скорости);
  • достаточно простой и быстрый ремонт резины в дороге (в случае прокола шины можно установить жгут и продолжить движение);
  • более долгий срок эксплуатации (обеспечивается за счет улучшенного теплообмена с колесным ободом и отсутствия трения между камерой и протектором).

Из преимуществ камерных покрышек можно отметить:

  • лучшую амортизацию (благодаря наличию камеры амортизирующая поверхность больше, что дает дополнительное ощущение безопасности и стабильности);
  • невысокую цену;
  • простую установку резины на колеса.

Однако, несмотря на такое количество преимуществ, оба варианта не лишены недостатков. Бескамерные шины продаются по более высокой цене, а при их монтаже и демонтаже нужно действовать крайне осторожно, так как есть риск повредить покрышки и диски. Камерная моторезина тяжелее бескамерной и быстрее изнашивается. Кроме того, если вы пробили колесо с такой покрышкой в дороге, оно мгновенно спустит.

Какие еще встречаются дополнительные обозначения на мотошинах

Помимо маркировки мотошин по одной из вышеописанных систем, на боковой части конструкции также указываются и другие параметры. Не все из них содержат особо важные сведения для мототранспорта, однако знакомство с ними не будет лишним.

Одним из значимых второстепенных обозначений, имеющихся на мотошине, является дата ее изготовления. Данный показатель обязательно указывается, причем в четко обозначенной форме. 

Начиная с 2000 года, он представляет собой четырехзначное число (нередко заключенное в овал). Первые две цифры обозначают номер недели выпуска резины, а две оставшиеся цифры — это год ее производства. Например, маркировка шины 4207 означает, что она была изготовлена на 42 неделе 2007 года. 

На старых моделях, которые были выпущены до 2000 года, указывается трехзначное число. В данном случае первые две цифры — неделя выпуска резины, а последняя – год производства. Кроме того, некоторые производители могут включать также и саму дату выпуска в маркировку шин. В таком случае искать следует последние четыре цифры.

Выбирая одну из новых моделей мотошин, желательно отдавать предпочтение более свежей резине, потому что старые покрышки со временем теряют свою эластичность и могут покрыться своеобразной «паутиной» из микротрещин. Данные признаки ухудшают эксплуатационные качества резины, тем самым приводя к ее быстрому износу.

Следующее обозначение представляет собой надпись Rotation со стрелкой, которая показывает направление вращения колеса мототранспорта. Данный показатель указывается на боковой части только у мотопокрышек с направленным или ассиметричным рисунком протектора. Если неправильно установить такую шину, это может привести к снижению управляемости и ухудшению сцепных свойств. Резина с ненаправленным рисунком протектора ставится на колеса без учета направления вращения.

Чтобы узнать, под какие условия заточена шина и какие она имеет конструктивные особенности, следует обратить внимание на следующие обозначения:

  • SAG (Super All Grip) — мотошины с улучшенной проходимостью, они предназначены для езды по бездорожью;
  • NHS (Non Highway Service) — модель, которая не предназначена для езды по скоростным дорогам;
  • TWI (Tread Wear Indication) отвечает за наличие в протекторе покрышки индикаторов степени износа;
  • RF, REINF (Reinforced) — усиленная конструкция, имеющая несколько защитных слоев корда;
  • ND (Non Directional) — мотошина с ненаправленным рисунком протектора;
  • XL (Extra Load) — особо выносливая резина, которая может выдерживать большие нагрузки;
  • MBS (Metzeler Belt System) — модели, имеющие особый вид корда из кевларовых нитей (это необходимо для усиления конструкции и ограничения деформации мотошины на высоких скоростях).

Также можно увидеть на покрышке маркировку Max.Load 212KG 467LBS. Она обозначает допустимую нагрузку на одно колесо мототранспорта без вреда для износостойкости, качества управления и торможения.

На спортивных моделях мотоциклов могут встречаться сведения о составе компаунда резины:

  • RS1 (soft) — мягкая шина;
  • RS2 (medium) — покрышка средней жесткости;
  • RS3 (hard) — жесткая резина.

Также на боковой части моделей шин указываются результаты тестов и подтверждение того, что покрышка прошла сертификацию:

  • E означает, что данная модель была одобрена Европейской экономической комиссией ЕЭК ООН;
  • EUCX — мотошина соответствует стандартам безопасности, установленным в Евросоюзе;
  • DOT (Department Of Transportation) — модель изготовлена с учетом норм безопасности Министерства транспорта США.

Ознакомившись с маркировкой мотошин, гораздо проще выбрать безопасную модель. Комфортный ход, эффективная динамика разгона и торможения, а также лучшее сцепление с дорогой и скоростные характеристики — всего этого можно добиться, купив правильную моторезину с подходящими параметрами. В интернет-магазине «Шины и Диски» можно легко подобрать и купить резину для мотоцикла под конкретную модель, сезон или размер. Для этого вам потребуется всего лишь задать нужные параметры в фильтре и оформить заказ.

Как вам статья?
  • Currently 3/5 Stars
Комментарии
К этой статье пока нет комментариев
Добавить комментарий
Полезные статьи
Шины как расходный материал: почему не стоит покупать Б/У шины
09.04.2024
Шини-Диски
Шины как расходный материал: почему не стоит покупать Б/У шины

Многие водители считают довольно заманчивыми объявления о покупке б/у шин. Главным преимуществом кажется низкая стоимость, поэтому некоторые спешат приобрести их ради экономии.

Обзор популярных шин для электромобилей
05.04.2024
Шини-Диски
Обзор популярных шин для электромобилей

Когда речь заходит о шинах для электромобилей, многие задаются вопросом: а в чем тут особенность? В конце концов, шины кажутся простым компонентом автомобиля. Но при более глубоком изучении особенностей электромобилей выясняется, что даже такая, казалось бы, стандартная вещь, как шина, имеет свои нюансы. 

Обзор грязевых шин для транспорта ЗСУ
03.04.2024
Шини-Диски
Обзор грязевых шин для транспорта ЗСУ

Грязевые шины для транспорта ЗСУ — тема, которая заслуживает особого внимания. Ведь это не просто элемент автомобиля, а важная составляющая, способная значительно улучшить проходимость транспортных средств по сложной местности, что особенно важно в условиях ведения боевых действий.

"Электрошины": широкий выбор для узкого круга
27.02.2024
Шини-Диски
"Электрошины": широкий выбор для узкого круга

Шины для электромобилей должны быть более прочными, устойчивыми и эффективными, а также обеспечивать надежное сцепление и акустический комфорт в салоне, — это по умолчанию.

Покупаем шины впервые с Shiny & Diski
08.01.2024
Шини-Диски
Покупаем шины впервые с Shiny & Diski

Дешевле шины экономят деньги, но изнашиваются быстрее, что влияет на производительность, управляемость и безопасность автомобиля. Качественные дорогие шины имеют усовершенствованный дизайн, лучшее сцепление и повышенную долговечность. Они обеспечивают более тихую езду и способствуют плавному вождению. Прежде чем выбрать, учитывайте срок службы шины, характеристики и репутацию производителя. А главное – mdash; не волнуйтесь, все в жизни бывает впервые, поэтому наши консультанты всегда готовы помочь.

 

Дилеммы при выборе шин: как выиграть, чтобы не проиграть
11.12.2023
Шини-Диски
Дилеммы при выборе шин: как выиграть, чтобы не проиграть

​Шины большого размера улучшают управляемость транспортного средства, так как предлагают большую площадь контакта с дорогой и тем самым улучшают сцепление. Но у них также есть ездовые недостатки. Увеличение веса и инерции больших шин ухудшает реакцию управляемости и делает автомобиль менее маневренным. он медленнее реагирует на движения руля. Этот парадокс является проблемой при выборе шин, поскольку преимущества улучшенного сцепления следует сравнивать с потенциальными потерями в маневренности и динамике вождения.

Умные шины на 3D-принтере
07.12.2023
Шини-Диски
Умные шины на 3D-принтере

Шинная компания "Shiny & Diski" предлагает обзор топ-инноваций мировой промышленности, которые скоро будут воплощены в жизнь.

Как почистить автомобильные диски
05.10.2023
Шини-Диски
Как почистить автомобильные диски

Часто владельцы авто сталкиваются с необходимостью очистки покрышек и дисков от загрязнений. Чистые и блестящие диски не только придают вашей машине привлекательный вид, но и служат важным элементом общей безопасности и производительности транспортного средства.

Чем отличается оригинальный диск от так называемой реплики
01.10.2023
Шини-Диски
Чем отличается оригинальный диск от так называемой реплики

Выбор дисков — это важный этап тюнинга и обслуживания вашего автомобиля. При поиске новых моделей вы, возможно, столкнетесь с терминами «оригинальные диски» и «реплики».

Грыжа на колесе. Как распознать и что делать
08.08.2023
Шини-Диски
Грыжа на колесе. Как распознать и что делать

Шина — одна из самых важных деталей автомобиля, на которую приходится основная нагрузка при его движении. Не всегда удается ездить по ровным и хорошим дорогам. Поэтому от соприкосновения колеса с препятствиями может образоваться грыжа. Под ней специалисты шиномонтажа подразумевают вздутие резины на боковой части колеса или в области протектора. После этого такую покрышку использовать крайне нежелательно. Чтобы избежать данной проблемы, следует знать причины возникновения грыж и как их обнаружить вовремя.