В чем отличия кованых дисков от литых
Кованые и литые диски изготавливаются почти из одного и того же сплава, но с применением разных технологий. В итоге получаются два вида отличных по характеристикам изделий. Кованые модели пользуются большой популярностью среди водителей. Разберемся, в чем их преимущества и недостатки.
Технология изготовления кованых дисков
В состав сплава таких изделий входят алюминий, медь, кремний и марганец. Для литых дисков используют похожую основу, но более легкую и по составу. Металлический материал заливают в специальные формы, затем обрабатывают. Таким колесам внутри можно придать любой рисунок, поэтому они выглядят на авто эстетично.
Кованые диски делают из двух отдельных частей — обода и «тарелки». Процесс состоит из следующих этапов:
- Металл под воздействием высокой температуры350‒550°С расплавляют.
- Заливают в цилиндрическую форму длиной примерно 3 метра.
- Из цилиндра делают заготовки, которые нагревают при 500°С, помещают под пресс.
- Проводят обработку на станках под высоким давлением.
- Отдельно производят обод, высверливают отверстия для крепежа.
- При помощи сварки соединяют обод с диском.
На поверхность готовых кованых изделий наносят специальную краску, устойчивую к коррозии. Современное производство стальных дисков полностью автоматизировано, что удешевляет конечный продукт. Так называемая, ковка менее затратная технология. Поэтому такие изделия стоят дешевле литья. Это одна из причин их высокой востребованности среди водителей.
Плюсы кованых дисков
Бюджетная цена этого элемента транспортного средства совсем не означает, что качество изделия плохое. У кованых изделий по сравнению с литыми дисками есть свои неоспоримые преимущества.
Металл, из которого делают штамповку, по природе пластичен. Технология производства сохраняет эти свойства. На практике это означает, что диски при серьезном механическом воздействии не деформируются. Сталь компенсирует силу удара. Даже если колесо помялось, всегда есть шанс его выправить и пользоваться еще какое-то время. Кроме того, смягчение удара «штамповкой» оберегает подвеску от серьезных повреждений. При езде по нашим дорогам, это очень важное достоинство. По плохой дороге и ухабам на таких колесах автомобиль движется мягче и плавнее.
В литых дисках сплав используют облегченный. Нередко добавляют для этого к основному металлу титан и магний. По-другому, их называют легкосплавными. Литые диски эстетичные, меньше подвержены коррозии за счет использования более дорогих лакокрасочных покрытий, но хрупкие.
Основные достоинства кованых дисков:
- ремонтопригодность;
- повышенная жесткость;
- доступная стоимость;
- высокая прочность;
- устойчивость на дороге.
Штампованные диски легче литых на 20-30%, но более упругие. Хорошо держат дорогу с плохим покрытием.
Отличия по ободу и внешним характеристикам
При ковке обод изготавливают отдельно и затем прикрепляют его контактной точечной сваркой к внутреннему элементу. При прощупывании руками явно ощущается разница в толщине штампованного и литого обода. В первом случае он составляет 3 мм, во втором — 6 мм. Отличаются кованые модели также более узкими спицами. Таким образом, общая масса «штамповки» получается на 3—4 кг меньше литых изделий. Это просто почувствовать, взяв в руки оба диска.
Цельное литье позволяет придавать изделию разнообразные формы. Например, литые диски бренда Allante имеют порядка 10 вариаций дизайна. Чего не скажешь о стальных колесах. Их внешний вид более простой, незамысловатый. Для «украшения» применяют лишь декоративные колпаки. Такие изделия выбирают водители, для которых больше важен функционал колеса.
Многие путают кованые диски со штампованными из стали. В изготовлении таких элементов колеса применяют низкоуглеродную прокатную сталь, но ту же технологию. Такие модели наоборот получаются гораздо тяжелее литых — на 30—50%. Их ставят на большие и маленькие автобусы, грузовики.
По мнению специалистов, современные кованые диски объединяют в себе свойства стальных штампованных и литых изделий.
Как правильно выбрать кованые диски
При покупке, особенно с рук, важно убедиться, что перед вами именно ковка, а не литье. В этом поможет маркировка, которая наносится на внутреннюю сторону диска. На кованых обозначения вдавленные, а на литых — выпуклые. На изделии будет указана и другая информация — посадочная ширина, диаметр, индекс конструкции хампов и т.д.
Основные характеристики кованых дисков будут следующими:
- тонкий обод — в два раза меньше по сравнению с литьем;
- простые формы и относительно небольшой вес;
- стоимость ниже в 2—3 раза литых;
- незаметны наплывы металла по краям, но присутствуют характерные бороздки как результат обработки токарно-фрезерным станком.
Чтобы кованые диски прослужили долго и отвечали всем заявленным качествам, приобретать их стоит только у официальных представителей брендов. Такие компании отвечают за качество и предоставляют гарантию на товар.
Также необходимо подбирать их строго по размеру колес конкретного автомобиля. Диски слишком большого или слишком маленького размера могут привести к серьезным проблемам на дороге.
При выборе модели учитываются следующие параметры:
- посадочный диаметр — диаметр окружности изделия, например, R17, R19 и др.;
- вид диска (штампованные из стали, литые, кованые);
- наличие концевых выступов — хампов, с помощью которых крепят бескамерную шину;
- вылет диска — место, где изделие прикручивается к ступице;
- посадочная ширина изделия — устанавливает возможную ширину профиля шины;
- число, форма и расположение крепежных отверстий;
- диаметр ступичного отверстия.
Если трудно разобраться в маркировке, лучше обратиться за помощью к консультанту магазина, в котором покупается товар.
Кованые диски — качественный и стоящий вариант для автомобиля. Изготавливаются они из прочного металлического сплава. Кованые модели долговечные, ремонтопригодные и приемлемые по цене.
